Сведения о федеральных государственных образовательных стандартов,об образовательных стандартах
Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Пор делается на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, укрепление их физического и духовного здоровья.
Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.
Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.)
Обратим внимание еще на одно положение стандарта. Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития». Важнейшую роль в технологии оценки учебных успехов играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать, и сам ставит себе отметку.
Ещё одна особенность ФГОС второго поколения – их нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания. В новых стандартах предлагается портрет - современный национальный воспитательный идеал личности Гражданина России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Особенно важно, чтобы школа сыграла свою ведущую роль в качестве объединяющей основы для формирования многонационального российского общества.
В новом базисном образовательном плане предусмотрены часы не только для учебной, но и для внеурочной работы, направленной на воспитание граждан нашей страны. На направления внеурочной деятельности выделено 10 часов в неделю.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 и является документом, отражающим общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Основой этого договора является общественный заказ на воспитание достойного и успешного поколения граждан страны. Сегодня понятие «достойность и успешность» человека, получившего образование, включает следующее: владение достаточным объемом знаний и умений, определенный набор компетенций, связанных с непосредственной деятельностью (в начальной школе — это учебная деятельность школьника); высокий уровень интеллектуальной, нравственной, художественной культуры выпускника; преданность идеям демократии, свободы, гуманизма, национальным и общечеловеческим ценностям, то есть личностный статус обучающегося - члена общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования